МАОУ СШ № 158 "Грани"
г. Красноярск
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде» [Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с., С. 342].

    Определение функциональной грамотности в исследовании PISA заложено в основном вопросе, на который отвечает исследование: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?» [PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019. 308 p. ]

    Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.].

    Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г.

    Цель государственной программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

    Цель школьного плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся: создание условий для развития профессиональных компетенций педагогов по вопросам формированию функциональной грамотности обучающихся.

    Задачи школьного плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся:   

    1. Изучить отечественные и международные практики развития функциональной грамотности школьников.

    2. Разработать механизм для реализации системы мер по формированию функциональной грамотности обучающихся

    3. Создать банк заданий и межпредметных технологий для формирования функциональной грамотности обучающихся

    4. Разработать методические рекомендации по организации урока, внеурочной и внеклассной работы, направленных на формирование функциональной грамотности.

    5. Создать условия для непрерывного повышения квалификации педагогов в области формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

    6. Совершенствовать содержание учебно-методического комплекса и технологии преподавания для развития функциональной грамотности обучающихся

    7. Провести диагностику сформированности функциональной грамотности обучающихся.

                                                                            Документы

                      Банки заданий по формированию функциональной грамотности

    Электронный банк заданий  (2021 г.) по оценке функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ 

    Открытый банк заданий ФИПИ:  https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti 

    Примеры открытых заданий по функциональной грамотности PISA:  http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf 

    Примеры открытых заданий по математической грамотности PISA:   https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf 

    Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности PISA:  https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf 

    Примеры открытых заданий по финансовой грамотности PISA:  https://rikc.by/ru/PISA/5-ex__pisa.pdf 

    Примеры открытых заданий по читательской грамотности:  https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf 

    ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»

    СИПКРО

    Издательство «Просвещение»

    Банк тестов

    Московский центр качества образования

    Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie