Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде» [Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с., С. 342].
Определение функциональной грамотности в исследовании PISA заложено в основном вопросе, на который отвечает исследование: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?» [PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019. 308 p. ]
Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.].
Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г.
Цель государственной программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Цель школьного плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся: создание условий для развития профессиональных компетенций педагогов по вопросам формированию функциональной грамотности обучающихся.
Задачи школьного плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся:
1. Изучить отечественные и международные практики развития функциональной грамотности школьников.
2. Разработать механизм для реализации системы мер по формированию функциональной грамотности обучающихся
3. Создать банк заданий и межпредметных технологий для формирования функциональной грамотности обучающихся
4. Разработать методические рекомендации по организации урока, внеурочной и внеклассной работы, направленных на формирование функциональной грамотности.
5. Создать условия для непрерывного повышения квалификации педагогов в области формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
6. Совершенствовать содержание учебно-методического комплекса и технологии преподавания для развития функциональной грамотности обучающихся
7. Провести диагностику сформированности функциональной грамотности обучающихся.