МАОУ СШ № 158 "Грани"
г. Красноярск
  • Аттестация педагогических работников

    С 1 сентября 2023 года вступил в силу Приказ Минпросвещения России от 24.03.2023 № 196, которым утверждён НОВЫЙ ПОРЯДОК АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ. Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 2 июня 2023 года.

    Важные изменения в порядке прохождения аттестации:

    1. Условия прохождения аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности сохранены;
    2. Квалификационные категории устанавливаемые с 1 сентября 2023 года будут действовать бессрочно;
    3. Убран срок 2 года для получения высшей квалификационной категории после получения первой категории;
    4. Заявление на квалификационную категорию можно подать и после истечения срока ее действия, а получить высшую категорию можно по любой должности, вне зависимости от того по какой должности была получена первая категория;
    5. Заявление на прохождение аттестации с целью установления квалификационных категорий можно подать дистанционно;
    6. Работники имеющие государственные награды, почетные звания, ведомственные знаки отличия, проходят аттестацию в упрощенном порядке;
    7. Введены новые квалификационные категории: "педагог-методист" и "педагог-наставник;
    8. Сведения об установленной квалификационной категории вносятся работодателем в трудовую книжку и (или) в сведения об их трудовой деятельности

    Аттестация педагогических работников организаций проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников в целях установления квалификационных категорий.

    1. Закон №273-ФЗ "об образовании в Российской Федерации;
    2. Трудовой кодекс РФ (статьи 196, 81);
    3. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. N 225;
    4. Приказ Минпроса от 24.03.2023 года №196 "Порядок аттестации педработников"

    Основными задачами проведения аттестации являются:

    1. Стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального, личностного и карьерного роста;
    2. Определение необходимости дополнительного профессионального образования педагогических работников;
    3. Повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
    4. Выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников, в том числе в целях организации (осуществления) методической помощи (поддержки) и наставнической деятельности в образовательной организации;
    5. Учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;
    6. Обеспечение дифференциации оплаты труда педагогических работников с учетом установленных квалификационных категорий, объема их преподавательской (педагогической) работы либо дополнительной работы.

    Основными принципами проведения аттестации являются:

    1. Коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.
    2. Заявления в аттестационную комиссию о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории подаются педагогическими работниками, имеющими (имевшими) по одной из должностей первую или высшую квалификационную категорию.

    Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе следующих показателей их профессиональной деятельности:

    1. Стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ, в том числе в области искусств, физической культуры и спорта, по итогам мониторингов и иных форм контроля, проводимых организацией;
    2. Стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
    3. Выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
    4. Личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.

    Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе следующих показателей их профессиональной деятельности:

    1. Достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ, в том числе в области искусств, физической культуры и спорта, по итогам мониторингов, проводимых организацией;
    2. Достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
    3. Выявления и развития способностей обучающихся в научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
    4. Личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
    5. Активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

    Аттестации с целью установления квалификационной категории

    Аттестация в целях установления квалификационной категории проводится по желанию педагогических работников в формах «педагог-методист» или «педагог-наставник»

    К указанной аттестации допускаются педагогические работники, имеющие высшую квалификационную категорию.

    Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории «педагог-методист» или «педагог-наставник» проводится на основании заявлений в аттестационную комиссию. В заявлении в аттестационную комиссию педагогические работники сообщают сведения об уровне образования (квалификации), результатах деятельности, связанной с методической работой или наставничеством, об имеющейся высшей квалификационной категории, а также о квалификационной категории, по которой они желают пройти аттестацию. К заявлению в аттестационную комиссию прилагается ходатайство работодателя в аттестационную комиссию, характеризующее деятельность педагогического работника, направленную на совершенствование методической работы или наставничества непосредственно в образовательной организации. Ходатайство работодателя формируется на основе решения педагогического совета образовательной организации (иного коллегиального органа управления образовательной организации), на котором рассматривалась деятельность педагогического работника, осуществляющего методическую работу или наставничество, согласованного с выборным органом соответствующей первичной профсоюзной организации, а в отсутствие такового - с иным представительным органом (представителем) работников организации.

    Квалификационная категория "педагог-методист" устанавливается педагогическим работникам на основе следующих показателей деятельности, не входящей в должностные обязанности по занимаемой в организации должности:

    1. Руководства методическим объединением педагогических работников образовательной организации и активного участия в методической работе образовательной организации;
    2. Руководства разработкой программно-методического сопровождения образовательного процесса, в том числе методического сопровождения реализации инновационных образовательных программ и проектов в образовательной организации;
    3. Методической поддержки педагогических работников образовательной организации при подготовке к участию в профессиональных конкурсах;
    4. Участия в методической поддержке (сопровождении) педагогических работников образовательной организации, направленной на их профессиональное развитие, преодоление профессиональных дефицитов;
    5. Передачи опыта по применению в образовательной организации авторских учебных и (или) учебно-методических разработок.

    Квалификационная категория "педагог-наставник" устанавливается педагогическим работникам на основе следующих показателей деятельности, не входящей в должностные обязанности по занимаемой в организации должности:

    1. Руководства практической подготовкой студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) образовательным программам высшего образования;
    2. Наставничества в отношении педагогических работников образовательной организации, активного сопровождения их профессионального развития в образовательной организации;
    3. Содействия в подготовке педагогических работников, в том числе из числа молодых специалистов, к участию в конкурсах профессионального (педагогического) мастерства;
    4. Распространения авторских подходов и методических разработок в области наставнической деятельности в образовательной организации.

    Аттестации с целью установления квалификационной категории проводятся в одной из двух форм:

    Аттестация на соответствие занимаемой должности

    Новый Порядок уточняет состав аттестационной комиссии. Теперь в нее должны входить пять человек. И если раньше отсутствие в комиссии руководителя организации было рекомендацией, то теперь это обязательное правило.

    Еще одно требование: в комиссию должны входить представитель профсоюза и специалисты. Это обеспечит всесторонний анализ деятельности учителя и ее объективную оценку.

    Группы лиц, которые не проходят аттестацию на соответствие:

    1. Учителя, которые имеют первую или высшую категории;
    2. Молодые специалисты, которые работают в ОО менее двух лет;
    3. Беременные и находящиеся в отпуске по беременности и родам, в декрете;
    4. Преподаватели, которые из-за болезни отсутствовали на рабочем месте дольше четырех месяцев.

    Аттестация на соответствие по-прежнему проводится один раз в пять лет.

    Аттестация на первую и высшую категории

    Первое изменение также касается состава аттестационной комиссии: теперь в нее входит семь человек, в том числе представитель профсоюза и специалисты. 

    Второе изменение заключается в новых способах подачи заявления. Теперь это можно сделать по электронной почте либо отправить почтой РФ аналоговое письмо с уведомлением. Кроме того, подать заявление можно через портал «Госуслуги».

    Если сотруднику уже присвоена первая категория, срок подачи заявления на высшую категорию не ограничен. В случае если комиссия откажет ему в присвоении высшей категории, работник сохраняет первую категорию. Подать новое заявление на повышение можно будет через год. Обновлен и перечень сведений, которые преподаватель должен указать в заявлении:

    1. Уровень образования (квалификации);
    2. Результаты профессиональной деятельности;
    3. Имеющиеся квалификационные категории;
    4. Должность, по которой будет проходить аттестация.

    Главное изменение — из Порядка исключен срок действия категории пять лет. Это значит, что первая и высшая категории, присвоенные с 1 сентября 2023 года, будут бессрочными.

    1. Квалификационные категории, присвоенные до вступления в силу нового Порядка, сохраняются в течение срока, на который они были присвоены.

    Аттестация на квалификационные категории «педагог-методист» и «педагог-наставник»

    Цель аттестации на эти категории — выявить и использовать потенциальные возможности учителей в методической помощи и наставнической деятельности.

    У процедуры есть ряд особенностей:

    1. Аттестацию инициирует педагог.
    2. К процедуре допускаются только педагоги с высшей категорией.
    3. Категорию устанавливают при условии, что педагог выполняет дополнительные функции, касающиеся методработы или наставничества.
    4. Работодатель должен представить в комиссию ходатайство с описанием методической или наставнической деятельности педагога.

    Присвоение одной из этих категорий предполагает, что педагог будет выполнять в образовательной организации дополнительные обязанности, связанные с методической работой или наставничеством. Сроки действия категорий в Порядке не указаны.

    Аттестация руководителей образовательных организаций

    Кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя государственной или муниципальной образовательной организации устанавливаются учредителями этих образовательных организаций.

    специалист отвественный за аттестацию педагогических работников

    Ларионова Елена Валентиновна.
    Ларионова Елена Валентиновна
    Методист
    Телефон:
    +7 391 217 87 97

    Документы 

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie