Проект «Юный горожанин»
В структурном подразделении МАОУ СШ № 158 «Грани» - Детский сад Свердловского района г. Красноярска имеет большой опыт и накопленный методический материал, материальную базу, а также педагогический потенциал, чтобы обобщить и систематизировать работу по формированию патриотического воспитания дошкольников.
Целью Проекта является формирование патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны; воспитание духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
Формировать представление о Родине как месте, где человек родился, городе и стране, маленьким гражданином которой он является.
Познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
Формировать чувства уважения к другим народам, их традициям; формировать у детей чувство любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
Развивать интереса к русским традициям, обычаям, промыслам.
Расширять краеведческий кругозор на основе доступного материала.
Развивать речь, мышление, воображение, умение анализировать и сравнивать.
Воспитывать чувства патриотизма, уважения и благодарности к подвигу соотечественников в годы Великой Отечественной Войны, к воинам Российской Армии.
Воспитывать у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
Ориентировать родителей на патриотическое воспитание в семье.
Сформировать Гражданина возможно только в тесном взаимодействии с семьей, педагогами, детьми и родителями через создание следующих условий:
1. Создание развивающей предметно-пространственной среды.
Обустройство развивающей предметно-пространственной среды в группах также включает в себя создание мини-музея русской старины и русского быта «Русская изба». Ведь развитие интереса к русским традициям и промыслам - неотъемлемая часть в воспитании гражданственности.
Для формировании элементарных знаний о правах человека, знакомство детей с символикой государства в каждой группе оформлены центры «Моя страна - Россия», где представлена государственная символика: герб, флаг, гимн, портрет президента страны. В фойе 1 этажа расположен главный центр патриотического воспитания «Моя Россия», где традиционно каждый понедельник в 8.30 в соответствии со Стандартом № АБ-1611/06 от 17 июня 2022 г проходит Торжественная Церемония поднятия Государственного флага Российской Федерации, на которой под звучание Государственного гимна Российской Федерации дети поднимают Государственного флага Российской Федерации. В пятницу в 15.30 проходит Церемония спуска Государственного флага Российской Федерации.
Также на 1 этаже оформлен центр «Удивительный мир Космоса», где дети могут посмотреть материал о космосе, о достижениях и техническом прогрессе России, что вызывает у детей развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны. Здесь же дети могут познакомиться с людьми, которые внесли в развитие нашей страны огромный вклад.
Таким образом, развивающая предметно-развивающая среда является неотъемлемой частью - дополнением в воспитании Гражданина, важно только правильно всем этим воспользоваться, дать свободный доступ детей к рабочему материалу.
2. Образовательная деятельность с детьми
В ходе реализации комплекса мероприятий используются следующие формы работы с детьми: непосредственно-образовательная деятельность, поисково-познавательная деятельность, познавательные викторины и вечера; театрализованные игры и инсценировки; дидактические игры; познавательно-игровые занятия, занятия-экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, продуктивная деятельность, тематические выставки, выставки детского творчества, дидактические, подвижные и хороводные игры, сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, а также каждый понедельникам во первой половине дня во всех возрастных группах проводятся нравственно-патриотические «Беседы о важном».
Огромное значение в воспитании юного гражданина своей страны несет знание истории своей страны, особенно на примере героического прошлого своего народа. В нашем детском саду проходят такие мероприятия как акция памяти «Бессмертный полк», выход к мемориалу, «Стена памяти» и начали пробовать организовывать исторические реконструкции.
Наш работа по патриотическому воспитанию ведётся четырьмя взаимосвязанными тематическими модулями:
1. «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» включает в себя: расширение представлений детей о своей семье, родословной; расширение представлений о дошкольном учреждении; знакомство с ближайшим окружением, социальными объектами расположенных рядом с детским садом; формирование представлений о профессиях взрослых; обогащение представлений о себе и своих сверстниках.
2. «Моя страна – Россия» включает в себя: расширение элементарных представлений о своей стране России, ее столице – город Москва; приобщение к истокам русской народной культуры, ее традициям и обычаям; знакомство с государственной символикой: флаг, герб, гимн; раскрытие перед детьми ценности окружающего мира.
3. «Моя малая Родина - Красноярск» включает в себя: расширение элементарных представлений о своей малой Родине, Красноярском крае, городе Красноярке; знакомство с символикой региона: флаг, герб, гимн; раскрытие перед детьми ценности окружающего мира; знакомство с достопримечательностями Красноярского края и Красноярска.
4. «Наши праздники и традиции» включает в себя: расширение элементарных представлений о праздниках и традициях родного города, своей группы, формирование знаний о государственных праздниках своей страны.
3. Взаимодействие с семьями воспитанников
В нашем детском саду существует родительский клуб "ГРАНИК", в рамках которого родители совместно с нами проводят мероприятия в данном направлении. Мы не ожидали от них такой отдачи, родительский клуб тесно вошел в жизнь наших родителей, если это выезды, то целыми семьями.
Именно сотрудничество работников дошкольных учреждений и родителей является крайне важным условием в деле приобщения ребенка к культурному наследию и патриотизму. Родители активно участвуют во всех мероприятиях, организованных детским садом (Круглый стол «Воспитание любви к родному городу в детском саду и семье», «Задачи семьи и детского сада в воспитании ребенка едины», «Из чего складывается трудолюбие?»; консультации для родителей: «Актуальность патриотического воспитания в современном обществе», «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников», «Как воспитать патриота», «Как приучить детей охранять природу», «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне», «Вместе с ребенком смотрим телепередачи о природе»; участие в патриотических, благотворительных и экологических акций и т.д.).
Тематические и традиционно - календарные праздники, оформление тематических стендов, тематические дни, экскурсии, целевые прогулки, семейный поход, выставки детского творчества, проведение викторин, познавательные вечера, музыкальная гостиная – все эти формы являются отличной пропагандой нравственно-патриотического воспитания детей.