
Именно сегодня можно выделите время для просмотра фильмов, организовать семейный или дружеский домашний киносеанс.
10 самых интересных фактов о российском кинематографе:
Первый российский фильм
Первый российский фильм датирован 1908 годом. Это была лента "Понизовая вольница" режиссера Владимира Ромашкова, премьера которой состоялась 15 октября 1908 года. Сюжет создан по мотивам народной песни о Стеньке Разине "Из-за острова на стрежень". Длится картина всего семь минут.
Первый цветной фильм
Первый российский цветной фильм вышел на экраны в 1925 году. Это был знаменитый "Броненосец Потемкин" Сергея Эйзенштейна. Он лично кисточкой на киноплёнке раскрасил флаг, который подняли над кораблём восставшие матросы, в красный цвет. Но это, к сожалению, был единственный цветной кадр в фильме. Затем, в 1936 году на экраны вышел еще один цветной фильм "Груня Корнакова". Первым же цветным фильмом, снятым на многослойную цветную киноплёнку AGFA, стал фильм о Параде Победы 1945 года.
Первый кинофестиваль в России
В 1935 году стараниями Эзенштейна состоялся I Международный Московский Кинофестиваль. На нем первую премию взял фильм братьев Васильевых "Чапаев". Кстати, Чапаев, Петька и Анка стали популярными героями множества анекдотов, что свидетельствует о действительно всенародной любви и признании.
Декорации
Первые игровые фильмы в нашем и зарубежном кинематографе снимались на фоне довольно примитивных театральных декораций, написанных на холсте. Для сцены это было привычной театральной условностью, на экране те же декорации выглядели безжизненными, резали глаз своей фальшью. И только в конце 1910 года молодой сотрудник Московского художественного театра художник и скульптор Б. Мухин предложил идею - изготовление декораций из щитов с настоящими дверями и окнами, с объемными деталями. Сначала режиссеры встретили это новшество неприязненно и даже открыто саботировали его. Но Мухин все же применил свой замысел на практике, и преимущество его декораций оказалось настолько очевидным, что они нашли широкое применение.
Оскар
Самую престижную кинонаграду планеты - ежегодную премию "Оскар" Американской академии киноискусств получали такие российские фильмы, как документальный фильм "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой" Леонида Варламова и Ильи Копалина в 1942 году. Затем "Оскар" получила картина "Радуга" Марка Донского (1944), "Война и мир" Сергея Бондарчука (1968), "Дерсу Узала" Акиры Куросавы (1975, совместное производство СССР и Японии), "Москва слезам не верит" Владимира Меньшова (1980) и "Утомлённые солнцем" Никиты Михалкова в 1994 году. В 2000 году премия "Оскар" была присуждена российскому режиссеру, художнику-мультипликатору Александру Петрову за лучший короткометражный мультфильм года "Старик и море", снятый по мотивам Хемингуэя. Мультфильм "Старик и море" - совместный проект с участием России, Канады и Японии.
Первый советский боевик
"Пираты XX века" - популярный советский фильм, снятый в 1979 году режиссёром Борисом Дуровым. Многие кинокритики называют его "первым советским кинобоевиком". Премьера состоялась в кинотеатрах осенью 1979 года. Лидер проката 1980 года - его посмотрели около 90 миллионов человек, а к 1990 году число посмотревших достигло примерно 120 миллионов. Самый кассовый (по посещаемости) за всю историю советского и российского кинопроката фильм. Впервые в советском фильме было продемонстрировано искусство боя карате.
Первый советский фильм-катастрофа
"Экипаж" - первый советский фильм-катастрофа. Лидер проката в 1980 году - более 70 млн зрителей. Фильм уникален тем, что состоит из двух серий, совершенно разных по жанру, но органично дополняющих друг друга. Первая серия фильма - бытовая мелодрама, вторая - фильм-катастрофа.
Самый дорогой советский фильм
"Война и мир" - советский художественный фильм 1965-1967 годов, киноэпопея в четырёх частях, экранизация одноимённого романа Льва Толстого, одна из самых высокобюджетных картин в истории кинематографа. Бюджет оценивается в $100 млн в ценах 1967 года, что соответствует приблизительно $500-700 млн (2007 год). Для сравнения, бюджет картины "Андрей Рублёв" (длительность 205 мин.) составил около 1 млн руб. Первая серия была выпущена в премьерный показ 2805 копиями, что было рекордом для советского кино. Фильм был достаточно успешен во внутреннем прокате, хотя посещаемость падала от первой до четвёртой серии. В общей сложности четыре серии посмотрели 135 млн зрителей, по оценкам специалистов они собрали в советском прокате около 58 млн рублей.
Самый длинный советский сериал
Самым длинным советским сериалом является эпический телесериал-драма "Вечный зов" по одноименному роману Анатолия Иванова. Фильм демонстрировался в несколько этапов - с 1973 по 1983 год.
Первый российский фильм ужасов
Первым российским фильмом ужасов считается "Вий" (1909), немой художественный короткометражный фильм Василия Гончарова. До наших дней он не сохранился. Параллельно с "Вием" Гончаровым был снят ещё один фантастический фильм "В полночь на кладбище", вышедший зимой 1910 года. Таким образом, эти два фильма принято считать первыми фильмами, ознаменовавшими собой появление российской кинофантастики.